Данный стиль перекочевал в дизайн интерьера из другой ниши – архитектурного дизайна. В статье поговорим о том, какие черты присущи конструктивизму, где его применять и что необходимо для воплощения этого авангардного направления в жилом помещении.
Краткая история и характеристика конструктивизма в интерьерах и архитектуре
Зародился конструктивизм в СССР первой четверти 20 века. Менялся политический строй, а вместе с ним и вся жизнь людей, их сознание. В конечном итоге такие масштабные события и стали толчком к развитию совершенно нового стиля.
Все буржуазное порицалось и отвергалось – необходима была замена, соответствующая умонастроениям общества. Приветствовались сугубо практичные, приносящие пользу вещи без налета «высокого» искусства. Творчество в его первоначальном виде должно было перестать существовать, это касалось и архитектурных сооружений.
Постройки отличало отсутствие декора и четкая производственная роль, каждое здание возводилось в тех формах, которые предполагали конкретные нужды. Внимание уделялось функциональности здания, его устойчивости и динамике.
Простой рабочий человек, не искушенный в искусстве (а таких в стране советов было подавляющее большинство), не нуждался в красивых фасадах с пилястрами и прочими украшательными элементами, ему хватало строгих и рациональных сооружений, имеющих свое понятное предназначение.
В 30-е годы города застраивались массивными сооружениями, олицетворявшими идеологию правящей верхушки. Клубы и дворцы культуры для пролетариата вырастали в каждом уголке СССР, превращаясь в монументальное наследие конструктивизма.
Конструктивизм как стиль интерьера
Лаконичный, сдержанный, открытый – такие определения можно дать стилю конструктивизм, впервые взглянув на него. Приемы зонирования, декорирования при оформлении интерьера в такой стилистике не применяются. Конструктивизм любит свободные пространства, не «запачканные» узорами и орнаментами предметы мебели. Отвергаются все детали, которые не выполняют практических функций.
Во многом конструктивизм схож со своим детищем – стилем хай-тек. Он придется по душе тем, кто находит привлекательной четкую геометрию и простоту форм. Легче всего идеи конструктивизма воплотить на большой не разделенной перегородками площади, в квартирах-студиях.
Цветовая палитра интерьеров в стиле конструктивизма
Относительно цвета конструктивизм все так же категоричен: никакой пестроты и многочисленных акцентов.
Идеальный вариант – монохромность или графичные сочетания белого с черным, серым, коричневым. Выделять некоторые объекты не запрещается, но нужно использовать для этого один из базовых цветов – красный, синий или желтый.
Конструктивизм в отделке горизонтальных и вертикальных поверхностей интерьеров
Как уже было сказано ранее, в конструктивизме важна правильная выверенная геометрия, поэтому в масштабные отделочные работы следует включить выравнивание стен. Потом их штукатурят и покрывают краской, также можно выбирать материалы-имитации камня или бетона. Для пола подходит дерево без ярко выраженного рисунка и однотонная плитка.
Чтобы объединить все плоскости помещения, создать единый фон, их отделку выполняют в одном цвете, чаще всего это белый. Потолок, если позволяет его высота, может иметь несколько уровней, главное условие – четкость и симметрия линий. Натяжные конструкции тоже используются, уместны как глянцевые, так и матовые варианты.
Современный конструктивизм нередко содержит ниши, подиумы, перегородки из металла и стекла, но их количество все равно сведено к минимуму.
Мебельное оснащение интерьеров в стиле конструктивизм
В выборе мебели упор делается на все те же функциональность, удобство и лаконизм. Она должна занимать не очень много места, чтобы пространство вокруг оставалось свободным. Крупные размеры допускаются в основном у модульных диванов, модели кресел трансформирующиеся.
Очертания мебели четкие в соответствии со стандартами конструктивизма. Цветовая гамма нейтральная, естественная, объединяющая мебельную группу. Резные ножки, сложные причудливые формы – табу.
Декорирование интерьеров в конструктивизме
Хоть философия стиля и настаивает на исключении всякого рода украшений из интерьера, всегда можно найти декоративные решения, отвечающие принципам направления. В случае конструктивизма – это геометрия. На стенах органично будут выглядеть картины и постеры с элементами авангардизма, рисунки из отдельных линий и геометрических фигур, контрастные рамы для фото.
Вместо витиеватых узоров и растительных орнаментов конструктивизм предлагает стильные и несложные цветовые акценты. Как вариант, можно менять чехлы на подушках или постелить на диван однотонное покрывало насыщенного оттенка.
Организация освещения в интерьерах в стиле конструктивизм
В конструктивизме освещение задействовано в качестве визуального разделителя помещения. Свет заменяет перегородки, придает интерьеру объем, а композиции – завершенность. Часто устанавливается многоуровневая подсветка, а отдельные осветительные приборы концентрируются в зоне кухни. Встроенные светильники и аккуратные подвесные модели тоже уместны.
Ключевую роль играет естественны свет. Отличительная черта помещений в стилисте конструктивизма – окна в пол, они могут занимать 2 или даже 3 стены, если речь идет о загородном доме.
В квартире такое обилие оконных проемов по периметру комнаты встречается реже, но совсем без них нужного эффекта и полного раскрытия стиля не будет. Чтобы свет беспрепятственно проникал внутрь, ограничиваются тонкими легкими занавесками или современными вариантами жалюзи, японские экраны.
Говоря об окнах, важно отметить, что аксессуары в виде ламбрекенов и оборок будут инородно выглядеть в минималистичном интерьере, такие элементы подойдут классическому стилю или барокко, но никак не конструктивизму. Желательно оставить оконные проемы «голыми», но это бывает неудобно человек может чувствовать себя уязвимо на открытом пространстве.
Оформление отдельных комнат с помощью конструктивизма
Нужно помнить, что все помещения в доме или квартире по своей стилистике должны перекликаться. Разберем каждое по отдельности, примеряя на него идеи конструктивизма.
Кухня в стиле конструктивизм
В зоне кухни функциональности уделяется особое внимание. Предметы должны быть расположены эргономично и в доступности. К кухонному гарнитуру предъявляется несколько важных требований: простота форм, легкость в уходе, отсутствие элементов без четко определенного назначения.
На кухне можно поиграть фактурами: установить фартук из камня или крупной плитки, столешницу из закаленного стекла. Это немного разбавит строгость, присущую конструктивизму.
Обеденная группа в лаконичном исполнении, состоящая из стола и необходимого количества стульев, дополнит общую картину.
Дизайн гостиной в конструктивизме
Если помещение, отведенное под гостиную, не обладает большой площадью, это легко исправить при помощи визуальных приемов и цветовой палитры конструктивизма. Выкрашивать все поверхности в белый – не единственное решение проблемы. Можно воспользоваться перегородками из стекла, поэкспериментировать с освещением.
В зоне гостиной отдельное место отводится под системы хранения вещей, рекомендуется выбирать встроенные модели, которые не будут скрадывать место.
Чтобы пребывание в гостиной было комфортным и приятным, и в помещении не создавалось ощущение холода, можно постелить на пол большой ковер спокойного оттенка с высоким ворсом. Хорошо, если он будет сочетаться по оттенку со шторами и другим текстилем в комнате.
Конструктивизм не делает ставку на происхождение материалов: они могут быть как искусственными, так и натуральными. Выбор зависит от финансовых возможностей человека и его вкусовых предпочтений. В зоне отдыха зачастую используются пластиковые панели, паркетная доска, стеклянные и металлические элементы.
Оформляем интерьер спальни
К спальне применимы те же нормы конструктивизма, что и к остальным помещениям в доме. Наличие встроенной и трансформирующейся мебели, нейтральная цветовая гамма и ровные очертания мебели. Единственное, рекомендуется быть осторожнее с сочными акцентными цветами, они могут привлекать внимание и мешать полному расслаблению.
В спальне стиля конструктивизм дизайнеры любят устанавливать кровать на подиум или заменять классический двуспальный вариант функциональным раскладывающимся диваном.
Конструктивизм не запрещает располагать по периметру жилых комнат живые растения. Такие украшения должны находиться в горшках обычных прямоугольных форм и не заполонять все пространство, достаточно будет 1-2 экземпляров.
Преимущества интерьеров в стиле конструктивизм
Стиль конструктивизм интуитивно выбирают целеустремленные и спокойные, любящие порядок люди. В интерьере нет перегруженности, хаоса, все предметы расположены на своих местах и отвечают за отдельные задачи и функции. Для конструктивизма не требуется огромный бюджет, как для того же минимализма, но выглядит он не менее стильно и современно, обладает своей индивидуальной концепцией.
Оформлять интерьер в данном стилистическом направлении не так трудно, это можно проделать самостоятельно, ознакомившись с его основными принципами:
- «Нет» декоративным элементам. Современный конструктивизм частично может и лишен первоначальной строгости, но к ненужным аксессуарам не тяготеет,
- Четкая геометрия. В конструктивизме вы не встретите закругленных арок, обтекаемых форм и других «вольностей». Предпочтение отдается ровным линиям и углам,
- Практичность и функциональность. Каждая деталь интерьера в конструктивизме работает на благо человека. Удобные системы хранения, мягкая комфортная мебель, обилие света для чтения и занятий учебой, безопасного приготовления пищи,
- Свободное пространство. Конструктивизму необходима чистая территория, не перегороженная в нескольких местах стенами, которые по возможности сносятся. Предпочтительнее использовать в помещениях прозрачные перегородки, ширмы,
- Сдержанная цветовая палитра. Конструктивизм не лишен цветовых акцентов, но намного важнее подобрать для них правильный фон. «Холсты» стен, пола и потолка заполняются нейтральными, универсальными цветами: черным, белым, серым и их оттенками,
- Современные технологии. В стиле конструктивизм применяются любые сырье, выполняющее свои функции, но тяготеет он больше к высокотехнологичном холодным и производственным материалам: бетону, стеклу, металлу. Имитации натурального дерева и камня также уместны. Реже используются материалы растительного происхождения (лен, пенька, различные породы дерева и т.д.),
- Максимальная эксплуатация стен. В дизайнерских проектах, основой которых стал конструктивизм, часто встречаются ниши, встроенные системы хранения. Они создают красивую геометрию помещения и, конечно, очень практичны.
Подводя итог, можно утверждать, что интерьер в стиле конструктивизм идеально подойдет тем, кто чувствует себя комфортно в свободных, простых и даже аскетичных помещениях, где нет ничего вычурного и навязчивого. Конструктивизм – выход для малогабаритных пространств и квартирах-студиях с ограниченной площадью.
Конструктивизм в советском плакате
Художник, фотограф и скульптор Александр Родченко стоит у истоков рекламы в СССР. Он оказал влияние на новую форму общения с народом - плакат. Он не только просвещал и агитировал советского человека, но и способствовал революционной перестройке сознания.
Это происходило благодаря исключению всяческих декоративных излишеств и простой понятной иллюстрации. Язык плаката повторял новаторские эксперименты в литературе, а используемые рисунки - элементы конструктивизма и других новых стилей.
Основатели конструктивизма
А. Родченко не только приложил руку к созданию советской рекламы, но и ко всему развитию конструктивизма в целом. Кроме него огромное влияние на становление новаторского стиля оказал архитектор Владимир Татлин. А Алексей Ган выпустил одноименную книгу «Конструктивизм», описав новаторские взгляды на фактуру, конструкцию и искусство.
Конечно конструктивизм нашел применение за рубежом. Вылился в немецкий стиль оформления интерьеров «баухаус». Стал основой для всемирно известной Эйфелевой башни. Хотя последняя была создана еще до того, как появился сам термин, но все равно является ярчайшим его примером.
Проект Башни III Интернационала В. Татлина
Монументальный памятник, которому так и не удалось сбыться, представлял две металлические спирали под наклоном, состоящие из зданий геометрической формы, расположенных друг над другом и соединенных между собой. Высота Башни Татлина планировала достигать 400 метров.
Благодаря механизации здания должны были вращаться по оси. Нижнее в форме куба оборачивалось бы один раз в года, а верхнее, в форме пирамиды, - раз в месяц. Третье, в форме цилиндра, оборачивалось раз в день. Четвертое - полусферическое - раз в час.
В зданиях должны были расположиться исполнительные органы Интернационала, проводились съезды и конференции, разместились телеграф, типография и издательство. Предполагалось, что место выделят и художникам. Ведь вся идея конструкции строилась на воссоединении разрозненных социальных слоев.
Есть мнение, что советское руководство охладело к авангарду в конце 20-х годов и великолепное сооружение, поражающее мощью и размерами, не увидело свет. От гениальной задумки остались только эскизы и чертежи.
«Летатлин» В. Татлина
Еще одна идея архитектора. Индивидуальный летательный аппарат без мотора. Идея орнитоптера зародилась у Татлина еще в юном возрасте, вероятно после прочтения книги К. Данилевского «управляемый летательный снаряд».
Было создано три идентичных орнитоптера, но ни один не был опробован в действии. Огромные размеры «Летатлина» не позволяли хранить его в мастерской и архитектор передал детища музеям и обществу изобретателей. До наших дней дошел только третий вариант, утративший несколько деталей.
Конструктивизм на советских архитектурных конкурсах
После революции в стране началось восстановление утраченных построек за счет всевозможных архитектурных конкурсов. Вот тогда конструктивисты и внесли огромный вклад в становление направления.
Жаль, но многие гениальные идеи остались лишь на бумаге. К примеру проекты В. Татлина, здания московского Дворца труда, братьев Весниных, и издательства газеты «Ленинградская правда», архитектора К. Мельникова.
Несуществующий Дворец труда Весниных
Грандиозный комплекс на железобетонных конструкциях представлял эллиптический зрительный зал соединенный с 20-этажной башней. Башню завершала мачта с растяжками. Программа конкурса изначально предполагала неосуществимость подобной задумки.
Проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда»
Для постройки отводилась небольшая площадь и перед архитекторами стояла сложная задача. К. Мельников предложил витую башню из 5 этажей с оголенным каркасом, лифтами и лестницами. Предполагалось, что сотрудники редакции смогут изменять положения этажей при необходимости.
Некоторые проекты содержали идеи впоследствии вложенные в основу новых творческих объединений. Но в то же время архитекторы разделились на два лагеря: одни стремились к конструктивизму, а другие - к рационализму.
Так конструктивисты выдвигали на первый план практичность и функциональность постройки или обстановки интерьера, а рационалисты - ее восприятие на психологическом уровне. Первые отказывались от декора ради расширения роли архитектуры в жизни общества, выбирали лаконичность форм, строгость линий.
Расцвет конструктивизма
Большое влияние на развитие направления оказали архитекторы Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Они боролись против того, чтобы конструктивизм перестал быть методом постройки, став стилем. Важно было сохранить функционал здания поступившись эстетикой. Хотя красота все-таки крылась в их угловатых постройках.
Конструктивизм широко применяли для строения домов культуры, фабричных помещений, клубов и жилых зданий.
Дворец культуры ЗИЛ
Архитекторы Веснины создали уникальный памятник конструктивизма для московского автомобильного общества. Проект осуществлен на конкурсной основе, но не был завершен - отдельно стоящее здание большого зрительного зала не построили.
Клуб профсоюзов имени С. М. Зуева
Еще одна значимая постройка конструктивизма созданная по проекту архитектора И. Голосова. Голосов вложил в здание клуба сходство с мануфактурными помещениями. Так цилиндрическая форма центра напоминает корпус элеватора, а горизонтальное оформление третьего этажа - переход на заводе.
Институт библиотековедения им. Ленина в Москве
Проект И. Леонидова не реализовали, но он стал отправной точкой для прогрессивных направлений архитектуры прошлого столетия.
Дом Наркомтяжпрома в Москве
Еще один конкурсный проект И. Леонидова и снова оказавшийся лишь чертежом. Сам Леонидов считал, что здание НКТП - Народного комиссариата тяжелой промышленности - должно стать сердцем города. Три башни, разные по высоте и форме, должны были обозреваться из любой части Москвы и по вечерам башня со полностью застекленным фасадом создавала бы изумительное зрелище.
Харьковский Дом Государственной промышленности
В советское время Харьков являлся столицей Украины и стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры. Символом нового направления является ансамбль выполненный на площади Свободы, во главе которого здание Госпрома. На момент постройки небоскреб высотой в 63 метра считался самым высоким зданием во всем Советском Союзе. А по некоторым данным и в Европе.
Противники нового течения
Но кроме сторонников конструктивизма были и те, кто стремился вернуть привычные формы проектирования, напоминающие о величии античного искусства. Среди консерваторов сторонник ренессансного течения И. Жолтовский и И. Фомин - архитектор. Но не смотря на их сопротивление новшествам современности конструктивизм процветал.
Минский Дом правительства
Еще один памятник конструктивизма к тому же построенный вручную, без использования машинной техники - экскаваторов, бульдозеров. Они появились позже.
Дом культуры им. И. В. Русакова
Смена приоритетов
Но время шло, взгляды менялись, количество консерваторов росло и конструктивизм, вместе с другими новаторскими течениями, признали буржуазным, полностью запретив. Их сменили великолепные конструкции в духе неоклассицизма, барокко и сталинского ампира.
СССР мощно и показательно противостоял пышным углам и функциональности, предлагаемой конструктивистами. Поэтому некоторые строения дополнили декоративными элементами или перестроили.
Типография журнала «Огонёк»
Единственное здание по проекту Эль Лисицкого сохранившееся до наших дней. Сегодня принадлежит ФСБ.
Дом Мельникова
Одноэтажный особняк в самом сердце Москвы выполненный архитектором К. Мельниковым в стиле конструктивизм. Часто называемый памятником советскому авангарду.
Но не смотря на немилость власти конструктивизм оставил широкий след в мировой архитектуре и архитектуре теперь уже России. А его идеи легли в основу других стилей.