Главная задача грамотного и ответственного руководителя – выводить свою компанию на высокий уровень по производительности труда, доходам, репутации. Правильно организованное пространство в офисе, удобно оборудованные рабочие места повлекут за собой повышение работоспособности сотрудников. Талантливые и высокообразованные специалисты задержатся в компании на многие годы и привлекут выгодные сделки, клиентов, больше контрактов и т.д.
Обязательные условия организации пространства в офисе
Рабочее место в любом офисе, независимо от направленности деятельности, должно полностью соответствовать условиям труда, во-первых, прописанным в санитарно-нормативных документах, во-вторых, роду деятельности.
Существуют общие требования к рабочему пространству:
- санитарно-гигиенические нормы, которые включают в себя определенный температурный режим, проветривание и приток свежего воздуха;
- соблюдение режима влажной уборки кабинетов;
- освещение рабочего места;
- обеспеченность необходимой мебелью и оргтехникой;
- озеленение помещений;
- правильно подобранная цветовая гамма в оформлении офиса;
- наличие уголка отдыха или обеденной зоны;
- порядок на рабочем столе, в шкафах и на полках;
- оптимальное соответствие количество работающих людей площади помещения.
Если придерживаться этих общих правил и требований, то у сотрудников прекрасно будет концентрироваться внимание, активизироваться мыслительная деятельность, повышаться работоспособность, вырастет стремление к самообразованию и повышению своего профессионализма.
Принципы организации пространства в офисе
Пора уже отходить от старых представлений об офисном помещении: ряд маленьких кабинетов, зачастую узкие коридоры, минимум мебели, никаких зон для отдыха и т.д. Современный офис представляет собой разветвленную систему помещений разной функциональной направленности, что заставляет создавать удобные эргономичные пространства.
Естественно, что собственное рабочее место, стол, шкафы и, вообще рабочую обстановку вокруг себя создает сам сотрудник.
Но руководитель должен обеспечить своих специалистов всем необходимым для продуктивной работы, при этом придерживаться нескольких общих принципов:
- как бы не был оформлен и обустроен офис, в нем нужно продумать основные зоны: кабинет руководителя, индивидуальное место сотрудника, зона отдыха или обеденная часть (зона релаксации) и место для переговоров и совещаний:
- отделы, выполняющие разные функции, должны быть разделены по разным помещениям;
- даже в офисных помещениях типа open space необходимы границы, так называемое личное пространство работника;
- дизайнерское оформление всего офиса надо стараться выдерживать в едином стиле;
- нужно внимательно отнестись к подбору мебели для персонала, чтобы она соответствовала физиологическим особенностям человека, была удобной, практичной и в то же время отлично вписывалась в общий интерьер офиса.
Правила, на которые обязан обращать внимание сам сотрудник:
- не поворачивать кресло спинкой к посетителям;
- содержать в идеальном порядке свой рабочий стол, шкафы и полки;
- не захламлять ненужными предметами рабочее место;
- продумать использование специальных контейнеров для хранения документации;
- удобно расположить по отношению к себе оргтехнику; все должно находиться в рамках досягаемости.
Интерьер офисной зоны
Деление на функциональные зоны в офисе оченеь важно. Это дисциплинирует сотрудников и создает благоприятные условия для работы. Человек, постоянно сидящий за компьютером, постепено теряет концентрацию внимания, затекшие части тела не дают сосредоточиться на работе. Поэтому просто необходима зона релаксации или хотя бы обеденная территория.
Первое впечатление об организации создается у посетителя, как только он входит в офисное помещение. Для создания этого первого впечатления служит ресепшн.
Главный доход компании приносят рядовые сотрудники. От их слаженной работы зависит благополучие фирмы. Следовательно, и рабочие места должны быть оборудованы соответствующим образом. Серьезные контракты, деловые совещания, презентации не могут проходить в неприспособленном для этого помещении. Любому офису необходим специальный зал. Ну и, конечно, кабинет руководителя, который будет говорить о статусе компании, о том, можно ли ей доверять.
Об обустройстве и оформлении каждой зоны поговорим отдельно.
Организация зоны ресепшн
Это лицо любой компании. Прежде всего, входная территория должна быть красивой и удобной для клиентов. Не стоит ее отгараживать сплошными перегородками, чтобы не создать клетку, где неуютно находиться.
Ресепшн нужно оборудовать удобной мебелью, чтобы посетитель мог комфортно дождаться приглашения. Мягкая мебель, журнальный столик, на котором разложены рекламные буклеты фирмы, глянцевые журналы. За стойкой приветливый администратор. В солидных компаниях ресепшн снабжается даже кофе-машиной, чтобы можно было предложить чашечку свежего кофе клиенту.
Отлично будут смотреться комнатные растения в больших кадушках, они же послужат границей между ресепшн и остальными помещениями офиса.
В помещениях, которые обладают обширными площадями, даже ресепшн можно разделить на две части. На примере: легкая перегородка с подсветкой разделяет стойку и зону ожидания. Интерьер выполнен в спокойных нейтральных оттенках. Акцентное пятно – цветочная лиана на стене и экзотическое растение в габаритной вазе. Зал ожидания обустроен минималистично, но очень уютно и комфортно.
Еще один вариант ресепшн. Просторный холл в светлых тонах, разноуровневый потолок, определяющий зону, где встречают гостей, подсветка потолка и стойки. Немаловажную роль для привлечения посетителей играет оборудование. Ничто не должно задерживать посетителя при решении его вопроса.
Например, большая компания снабжает ресепшн электронным путеводителем по офисному зданию. Потенциальный клиент может сам сориентироваться либо сдлать это с помощью администратора.
Обустройство рабочей зоны в офисе
Существует три основных вида рабочих помещений офиса:
1. Классический тип офисного помещения предполагает отдельные кабинеты для одного или нескольких сотрудников. Главными достоинствами такой организации рабочих мест заключаются в том, что не слышно посторонних шумов, запахов и т.д., движения и перемещения работников и посетителей не отвлекает от работы, отлично можно сконцентрироваться на своей работе, вести телефонные переговоры.
Но в подобных случаях практически отсутствует командный дух, создаются определенные трудности при принятии совместных решений. Такие типы офисов оборудуются в тех организациях, где требуется сосредоточенность в работе, внимательность и скрупулезность.
2. Оpen space – прямая противоположность классическому типу. Открытое прстранство, где сотрудники на виду друг у друга. У каждого есть, естественно, свое личное рабочее место, которое иногда отгораживается легкими стеклянными перегородками. Перегородками могут выступать небольшие шкафы для папок с документами, оргтехники и других необходимых принадлежностей.
Там, где кипит творческая коллективная работа, такое помещение незаменимо. Здесь можно вместе обсудить концепции проектов, принять решения, поспорить.
Есть и недостатки:
- абсолютно отсутствует приватность;
- нет никакой звукоизоляции;
- иногда бывает трудно сосредоточиться на своей работе.
Свободную планировку предпочитают рекламные агенства, редакции, творческие мастерские. Современные центры обслуживания населения построены именно по принципу open space.
3. Комбинировавнный тип включает в себя как открытое пространство для работы, так и кабинетную систему. В отдельных кабинетах обычно располагаются руководитель, заместители руководителя, бухгалтерия, отделы кадров и прочее. Основная же часть коллектива находится в открытом пространстве.
Кабинеты располагаются либо по периметру общего зала, либо на втором этаже здания.
Обустройство зоны отдыха в офисе
Любая уважающая себя и своих сотрудников компания создаст не только хорошие условия для работы, но и обеспечит возможностью передохнуть, расслабиться, пообедать, пообщаться в неформальной обстановке. Советуем в оформлении придерживаться облщего стиля офиса.
Если есть возможность выделить для релакса отдельное помещение, то это прекрасно. В другом случае разместить территорию отдыха лучше как можно дальше от основного помещения, там, где достаточно естественного света.
Место для отдахы должно радовать глаз, поэтому не скупимся на украшения, декор и комнатные растения. Мебель нужно подобрать удобную, мягкую. Оборудовать помещение самым необходимым: кофе-машина, микроволновка и другие бытовые приборы.
Многие современные офисы не останавливаются на обеденных помещениях. Кроме них, обустраивают интеллектуальные уголки (настольные игры, кроссворды и т.д.), другие создают спортивный зал с тренажерами. Поверьте, служащие, постоянно сидящие за компьютером, оценят такую заботу.
А в Японии, например, становятся популярными комнаты для сна. Специальная мебель, успокаивающая тихая музыка, приглушенный свет. Сотрудники могут хорошо отдохнуть определенное время и приняться за работу со свежей головой.
Обустройство кабинета офисного руководителя
Помещение для руководителя компании должно быть по возможности просторным, чтобы его можно было разделить на зоны:
- рабочее место;
- место для отдыха;
- переговорная зона.
Рабочее место для самого руководителя оборудуется стильными предметами мебели: удобное кресло, большой письменный стол, желательно с приставкой, чтобы посетителю было удобно. Зона для неофициальных переговоров лучше обустроить удобными креслами и небольшим журнальным столиком.
Стены кабинета могут быть украшены корпоративной символикой. Здесь же вывешиваются грамоты, сертификаты, благодарственные письма. Также могут быть размещены фотографии, например, с известными личностями, посещавшими офис и пользовавшиеся услугами данной компании.
Вся обстановка обычно дышит деловитостью и призвана показать статус предприятия и самого руководителя. Показывать посетителям свой авторитет не нужно стесняться. Это вызывает уважение и доверие к компании, легче заключаются серьезные сделки.
Обустройство зала для совещаний в офисе
Конференц-зал должен полностью соответствовать общему корпоративному духу. Оформление часто включает в себя корпоративную символику. Прежде всего, это зал для деловых встреч, совещаний и презентаций. Поэтому нужно подумать о техническом оборудовании помещения. Это мультимедийные экраны, аудио- и видеосистемы, презентационные доски и другое.
Также очень важную роль играет мебель. Если руководитель хочет четко разграничить иерархию, то приобретается большой прямоугольный стол. И, наоборот, желая сгладить эти границы и подчеркнуть равноправие мнений каждого члена коллектива, выбирается овальный стол, без острых углов. Особое внимание нужно уделить креслам и стульям. Они должны быть комфортными.
При выборе стиля нужно ориентироваться на деловой характер помещения. Предпочтение отдается классике, неоклассике, минимализму. Иногда конференц-зал оформляется в стиле лофт. Естественно, что прованс, арт-деко, кантри и другие, более вольные стили для официального помещения вряд ли подойдут.
Хотя некоторые дизайнеры все-таки советуют разбавить слишком строгую обстановку акцентами, например, на какой-нибудь стене либо изысканными предметами декора. Но его не должно быть много.