Классика остается в моде всегда. Стиль классицизм зародился в Европе еще в 17 веке, однако даже сейчас пользуется популярностью, особенно среди людей с достатком. Такой интерьер выглядит роскошно, дорого и богато, придает изящности любому жилью, даже маленькой квартире. О том, как появился стиль, как правильно оформить классический интерьер и как классицизм связан с барокко и ампиром, поговорим в этой статье.
История интерьерного стиля классицизм
Классицизм распространился по всему миру из Европы. Ранний классицизм начал появляться в начале 17 века в противовес модному тогда направлению рококо, который характеризовался излишней роскошью и напыщенностью. Классицизм также имеет нотки богатства, однако значительно более сдержан и лаконичен по сравнению с рококо. В основе классицизма – античная архитектура, с четкими и строгими формами.
Появление классицизма связано с изменениями в архитектуре поздней эпохи Возрождения. Пик популярности стиля же пришелся на середину 18 века. В это время знатные особы стали оформлять в классическом стиле свои владения, возводить замки, а в больших городах строились здания и ансамбли, некоторые из которых существуют и сейчас.
Дворяне стремились оформить свои особняки в сдержанном стиле, при этом подчеркнуть свою состоятельность, поэтому в интерьере симметричность сочетается с золотыми колоннами, дорогими тканями и благородными цветами.
Однако классицизм, развиваясь, приобретал разные формы. Например, во Франции он приобрел черты барокко: плавные формы, бронзовые вставки в мебели, перламутровые тона, шелковая обивка мягкой мебели и изогнутые, резные спинки. Сейчас же классицизм тоже испытывает веяние времени.
Поскольку современный интерьер – это, в первую очередь, практичность, простота и комфорт, то даже классицизм становится более лаконичным и сдержанным. Если вы любите роскошные интерьеры, при этом предпочитаете современные стили, то для вас отлично подойдет неоклассика.
Неоклассика сочетает в себе изящность, утонченность и современные материалы, новые тренды в дизайне интерьера. Это классицизм на современный лад. Если в традиционном классическом интерьере используются только дорогие материалы, то в неоклассике можно даже сделать натяжные потолки, а вместо шкафов из натурального дерева приобрести недорогую альтернативу из шпонированного ДСП.
Характерные особенности классицизма
Живописцы классицизма, вместе с коллегами по кисти из эпохи Возрождения, ставили во главу угла элементы античного искусства. По их мнению именно в нем скрывался идеал. Во многом шедевры художников классицизма стали ответом барокко, сменившему традиции ренессанса. Отказавшись от его форм художники вернулись к гармоничной простоте сопутствующей эпохе Возрождения.
Отличительные черты стиля:
- выбор «высоких» философских тем;
- выверенность композиции. Симметричность и упорядоченность деталей;
- строгие пропорции, незамысловатая геометрия, четкие формы и линии;
- античность в основе идей;
- фигуры людей изображали физически развитыми и гармоничными. Приближенными к идеалу.
Отличительные черты классицизма в интерьерах
Классицизм довольно легко отличить от многих других стилей благодаря его характерным чертам:
- Симметрия
Классицизм – довольно строгий стиль, где все должно быть упорядоченно и правильно. Это касается и интерьера, и экстерьера, то есть архитектурного оформления здания. Окна, двери, колонны – все располагается четко, параллельно друг другу.
При обстановке соблюдать абсолютно точную симметрию, конечно, не совсем практично и удобно, однако следите за тем, чтобы в целом получилась гармоничная картина, где не выделяется ни один предмет мебели.
- Сдержанность в декоре
Только на первый взгляд кажется, что в классицизме много изящного и дорого декора. На самом же деле использовать декор здесь нужно с осторожностью, чтобы интерьер не получился слишком вычурным. Подбирайте декор, соответствующий стилю: картины эпохи Возрождения, растения в высоких изящных вазах, статуи.
- Благородная цветовая гамма
Палитра классического интерьера состоит из сдержанных цветов: шампань, белый, бежевый, бордовый, золотой, коричневый, пурпурный. Сюда также можно отнести все пастельные оттенки. Избегайте ярких, «кричащих» цветов.
- Правильные формы
Они должны быть симметричными и плавными. Дверные проемы чаще всего большие, их оформляют в виде арок. В условиях современных квартир просторную арку сделать может быть трудно, поэтому обратите внимание на межкомнатные двери в классическом стиле.
- Колонны, орнаменты и статуи
Одна из главных отличительных особенностей классического стиля. Колонны бывают разных видов, среди них дорические, ионические и коринфские. У дорических колонн стволы мощные, ионические же тоньше, а их форма – сложнее дорических.
Коринфиские колонны появились позже всех и отличаются характерной резьбой, имитирующей растения. Самый практичный и популярный материал для колонн – бетон. Из него можно сделать колонну почти любой формы. Из бюджетных материалов – пенополиуретан и гипсокартон.
- Массивность
Это касается почти всех предметов в интерьере. Например, окна оформляют пышными, тяжелыми шторами из дорогих тканей, люстры обычно хрустальные и большие.
- Особая форма окон
Они должны быть арочными или прямоугольными, желательно от пола до потолка. В квартирах пространство под окном не должно выделяться. Можно поставить с рядом окном, например, диван, чтобы скрыть нижнюю часть.
- Двери так же, как и окна, высокие – примерно 3 метра
Основной цвет для дверей – белый или любой другой светлый, не броский оттенок. Украшаются резьбой или лепниной. Главное, чтобы двери были симметричны. По бокам можно сделать колонны, поставить статуи или вазы.
Оформление классического интерьера в наше время
Полностью воссоздать атмосферу классического интерьера получится в частном доме с высокими потолками, панорамными окнами и высокими, широкими дверными проемами. Для классицизма желательно большое и просторное помещение, наполненное естественным светом.
Однако и современную квартиру можно оформить в стиле классика, главное – соблюдать особенности классицизма. Помните, что для того, чтобы создать гармоничный интерьер, важно учитывать каждую деталь. Даже небольшая яркая ваза в современном стиле будет выделяться на общем фоне классики и испортит впечатление от интерьера.
Стены и потолки в классическом интерьере
Правило любого интерьера, в том числе и классики – лаконичность и сдержанность потолков и стен.
Они являются фоном для мебели, поэтому не должны привлекать к себе много внимания:
- Расцветка стен должна быть светлой. Отлично подойдет белый, бежевый, нежно-голубой, пастельно-розовый, светлый серый, шампань. В оформлении стен можно сочетать несколько неброских тонов.
- Стены не должны быть пустыми. В классицизме их декорируют лепниной, колоннами, картинами в резных позолоченных рамах.
- Чаще всего стены окрашиваются в однотонный цвет краской, однако можно использовать и виниловые обои. Они также должны быть однотонными, но допускается и сдержанный рисунок, например, светлые полоски. Еще один вариант – обтянуть один из участков на стене дорогой тканью.
- Часто на стенах выделяют какую-то часть. Например, над камином можно повесить большой портрет или пейзаж эпохи Возрождения. Будет отлично, если он нарисован художником, а не напечатан.
Потолки в классицизме белые, иногда – светло-бежевые. Не стоит делать потолок темным, поскольку это зрительно уменьшит пространство, особенно если вы обустраиваете квартиру. Желательно, чтобы потолки были высокими – это создает ощущение простора и воздушности интерьера.
- В некоторых разновидностях стиля, например, в Екатерининском классицизме, на потолках располагают портреты выдающихся личностей или пейзажи. В более сдержанном классицизме потолки оформляют при помощи лепнины, которой обрамляют люстру. Также можно сделать узор по периметру.
- В комнате большой площади будет уместен многоуровневый потолок. Его делают из гипсокартона.
- Если интерьер выглядит незавершенным, потолок можно дополнить золотистыми вставками.
Использование декора в интерьерах в стиле классицизм
При оформлении классического интерьера важна каждая деталь, начиная от колонн и заканчивая ложками на кухне:
- Колонны, полуколонны и пилястры. Без них не обходится практически ни один классический интерьер. Они придают помещению величественности, визуально увеличивают, «поднимают» потолки.
- Зеркала. В маленькой комнате повесить зеркало до пола – очень выигрышный ход. Так вы сможете визуально увеличить площадь помещения, добавить интерьеру света.
- Картины и фрески. Обратите внимание на художников эпохи Возрождения. Это, конечно же, Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Также можете просмотреть работы Мазаччо или Джотто.
- Камины и столы можно украсить изящными свечами, вазами и статуэтками. На пол поставить высокие вазы. Ими часто оформляют дверной проем. Помните, что не каждое растение будет гармонично смотреться в классицизме. Лучше всего использовать цветущие растения, бегонии, гортензии, камелии.
- Текстиль. К категории текстиля относятся шторы, постельное белье, подушки, одеяла. Подбирайте шторы из дорогой, плотной ткани с ламбрекенами. Подушки – в красивых чехлах, с золотистыми узорами, бахромой и прочими украшениями в стиле классицизм.
Лучшая ткань для постельного белья – шелк или атлас, благородных и сдержанных цветов. С помощью чехлов для мебели можно даже обычное кресло превратить в изящное классическое.
- Посуда. В интерьере будет очень уместно смотреться фарфоровый сервиз с изящными чашками и блюдцами. Его можно поставить в качестве декора в сервиз. Но и та посуда, которой вы пользуетесь ежедневно, должна соответствовать классицизму.
Если вы любите читать, приобретайте книги в твердых однотонных обложках. Сейчас в таких обложках выпускают книги любых направлений и жанров, начиная от классики и заканчивая современными произведениями, при этом можно найти недорогие серии.
В стеллаже такая коллекция книг будет смотреться солидно и уместно. Помните, что все предметы, которые вы ставите на полках или в стеклянный стеллаж, должны соответствовать классическому стилю, иначе получится визуальный шум. Вещи, которые «выбиваются» на общем фоне, лучше хранить в закрытом шкафу.
Вы можете создать декор в классическом стиле и своими руками. Например, расписать белую посуду специальными красками. У классицизма есть свои отличительные орнаменты, среди которых киматий, меандра и многие другие. Если позволяет пространство в комнате, поставьте камин.
Он подчеркнет роскошную атмосферу классицизма, при этом добавит в интерьер домашнего уюта и теплоты. Его, кстати, тоже можно сделать самостоятельно, а чтобы он соответствовал общей стилистике, с помощью гипса нанесите на него лепнину.
Мебелное оформление классических интерьеров
Классицизм – это богатый стиль, поэтому мебель в интерьере используется только качественная, из натуральных и ценных пород дерева. Такая мебель стоит дорого, поэтому есть смысл поискать качественные дешевые аналоги. Однако помните, что дешевые материалы будут заметны и сразу испортят всю атмосферу классического стиля.
Лучше всего покупать классическую мебель в наборе. Например, готовый комплект для гостиной или спальни. По отдельности купить все предметы будет трудно, так как внешний вид классической мебели сложен: резные ножки и спинки, ткань для обивки с определенным узором, декорирование. Важно, чтобы такая мебель сочеталась, а при покупке по отдельности это сделать сложно.
В мебели, как и во всем интерьере, должна сохраняться симметричность, правильность и плавность форм. Для обивки мягкой мебели используют кожу, дорогие бархатные ткани или натуральные ткани с невыразительным принтом.
Часто в предметах мебели можно заметить золотые, бронзовые или серебряные вставки, на дверках кухонного гарнитура, комодов и шкафов – филенки. В целом мебель для классики выглядит массивно, солидно и дорого.
При обстановке классического интерьера часто возникает проблема – техника не вписывается в общую стилистику. Здесь есть несколько выходов.
- Во-первых, телевизор можно визуально замаскировать, сделав для него обрамление в классическом стиле.
- Во-вторых, не стоит приобретать слишком большие плазмы, с изогнутыми экранами и прочими элементами, которые еще сильнее выдают современность. Небольшой компактный телевизор будет вполне уместно смотреться.
Особенности освещения в интерьерах классицизма
Поскольку изначально в классическом стиле свои владения начали обставлять знатные особы, у которых, как правило, было просторное жилье, классицизм приобрел важную особенность – большое количество света. Как уже было сказано, желательно, чтобы в комнате были панорамные окна – это обеспечит хорошее естественное освещение.
В вечернее время жилье также должно быть наполнено светом:
- Люстры в классицизме хрустальные и массивные. У них есть многочисленные подвески, в них помещается много лампочек. Интересно смотрятся люстры с плафонами-свечами. Они придадут интерьеру особую атмосферу классических бальных залов.
- Расставьте по комнате светильники и бра с кружевным абажуром либо с позолоченными украшениями. Ножки светильников могут быть выполнены в виде львов, статуй или просто иметь элегантную резную форму.
- На кухне можно использовать точечных светильников в гарнитуре. В современном интерьере, даже если он выполнен в классическом стиле, допускаются такие детали. Ведь от многих удобных современных вещей, в том числе и от техники, отказаться сложно, да и в этом нет необходимости.
Свет в помещении играет важную роль. С ним можно по-разному играть в зависимости от того, какой эффект вы хотите получить. Например, с помощью правильно расставленного освещения можно зрительно увеличить комнату, выделить отдельные зоны.
Чтобы комната выглядела еще светлее, используйте зеркала. Их можно повесить на всю стену, поставить зеркальные шкафы. Они отражают свет, наполняя им помещение. Также на пользу пойдет светлая мебель – с ней помещение выглядит просторнее, что особенно важно в тесных комнатах.
Чем интерьерный классицизм похож на ампир и барокко
У классицизма много ответвлений. В разных странах он приобретал особенные черты, свойственные конкретной эпохе.
1. Ампир
Например, во Франции классицизм превратился в ампир. На такое преобразование повлияли походы Наполеона, во время и после которых в интерьере появлялись портреты выдающихся полководцев, которые поднимали военный дух.
Ампир можно отличить также следующим деталям:
- Торжественность. Ампир более празден и роскошен, чем классицизм.
- В интерьере появились яркие и насыщенные оттенки, которые не встречаются в традиционном классицизме. Ампир не такой спокойный и умиротворенный, как классика.
- Декор усложняется, появляются более сложные формы, рисунки и узоры.
2. Барокко
В переводе с итальянского «barocco» означает «причудливый», «излишний». Из названия стиля уже становятся понятны его особенности: он сложнее, роскошнее и вычурнее классицизма. Такой интерьер можно назвать королевским.
Например, кровать в стиле барокко действительно имеет королевские размеры, оформляется балдахином и дорогим текстилем, который касается пола. В интерьере барокко ведущий цвет – жемчужный и его оттенки. Также уместно смотрятся бордовые тона, золотые и красные.
В целом, классицизм намного спокойнее ампира и барокко. Вместе с этим в современном интерьере он и практичнее, потому что не настолько вычурный и дорогой.
На что еще обратить внимание при оформлении классического интерьера
Несколько советов от дизайнеров, которые помогут вам воссоздать атмосферу классицизма даже в современной небольшой квартире:
- Классика – символ достатка, респектабельности и роскоши. Такой интерьер символизирует и стабильность, поэтому в классическом стиле можно оформлять офисы. На подсознательном уровне богатый интерьер будет ассоциироваться у клиентов с высоким статусом компании. Однако здесь важно не переборщить, потому что сейчас в моде минималистичные, простые интерьеры – они воплощают в себе продвинутость и технологичность. Лучше всего для офисных помещений подойдет неоклассика.
- Классика, как известно, никогда не выходит из моды. Если вы ищете интерьер, который будет актуален всегда, выбирайте классику.
- Если вы хотите классический интерьер в современной маленькой квартире, это будет сложно сделать. Монументальность и роскошь классицизма в полной мере получится воссоздать только в просторном доме, а в квартире лучше прибегнуть к более сдержанной неоклассике.
- Чтобы соблюдать симметричность, расставляйте мебель по лучевой, или же центрической, композиции. В таком случае каждый предмет словно соединен с предыдущим – это помогает создать гармоничность.
- Классицизм в ванной тоже имеет свои особенности. Всю сантехнику нужно прятать, если же трубы остаются видны, их можно замаскировать с помощью золотистого или бронзового напыления. Не выбирайте мебель из ДСП – это дешевая замена дереву, которая сразу будет заметна в классическом интерьере. Более того, в условиях повышенной влажности ДСП быстро разбухает. Лучше всего приобретать мебель из массива.
- Для отделки пола можно выбрать как современный качественный паркет из натурального дерева, так и плитку. Расцветка плитки, как и всего интерьера – сдержанная, однако допускаются и рисунки, например, мрамор. Плиткой можно отделать пол в ванной или на кухне.
- Особенно роскошно в классическом интерьере смотрятся зеркала с фацетом – декоративным скосом по краю зеркала. Такие зеркала состоят из нескольких квадратов с таким скосом. Они выглядят изысканно, и часто такие зеркала вешают на шкафы-купе, устанавливают в тесных коридорах для зрительного расширения пространства.
Классический интерьер – интересный, своеобразный и достаточно сложный в исполнении. Оформить жилье в стиле классицизм намного дороже и сложнее, чем в лаконичном минимализме. Но результат точно стоит затрат: в классических квартирах ощущается атмосфера 18 века и кажется, что прямо здесь можно проводить балы и роскошные праздники.
Классицизм и барокко: постоянное соперничество направлений
Невооруженным глазом заметно, что оба стиля две стороны одной медали. Две противоположности. Художники-классицисты отказывались от эстетики барокко, предпочитая холодный расчет ее экспрессивности. Разум для них всегда должен был доминировать над эмоциями. А в противовес причудливым формам барокко приводили традиционные.
Представители барочного искусства, напротив, подчеркивали драматизм своих произведений. Иногда накал страстей так высок, что доходит до болезненности. Из-за чего высвобождается место эстетике чудовищного и страшного. Такого как, к примеру, мрачные полотна Николы Самори - итальянского художника барокко.
Интересно, что долгое время классицизм и барокко существовали параллельно, как две стороны искусства Европы.
Иерархия классицизма по жанрам
Классицизм предполагает четкую жанровую иерархию и не допускает смешения элементов одного жанра с другим. При этом деление на низкие и высокие жанры прослеживается как в живописи, так и в драматургии, и литературе.
Так к высоким жанрам относили все, где звучит героический мотив.
Полотна с изображением битв сопоставляют с трагедией драматургии и одой литературного творчества:
- мифологические сюжеты;
- религиозные;
- исторические.
К низшим или «бытовым» относили менее значимые, а порой фривольные литературные направления - басни, сатира, комедии и художественные сюжеты:
- портрет;
- натюрморт;
- пейзаж.
Величайшие имена классицизма
Принято считать, что у истоков стиля стоял художник Никола Пуссен. Его картины в большинстве своем отличались «высоким жанром». В сюжетах преобладала мифология, история и античность. Мастер четко продумывал колористику произведения и геометрическую составляющую.
Другим известным именем классицизма можно назвать французского художника Шарля Лебрёна, писавшего портреты Людовика XIV. Король счел модный стиль отлично подходящим для восхваления монархической особы и всячески поощрял художника. Он заказал исполнить серию картин отражавшую жизнь Александра Македонского. Но кроме того Лебрён лично расписывал залы Лувра, интерьеры Версаля и замка Сен-Жермен.
Получили популярность и пейзажи Клода Лоррена - снова француза. Художник изображал на полотнах Рим, преподнося виды через призму истории.
Итальянский представитель эпохи классицизма художник Рафаэль Санти. Его кисти принадлежат крупные алтарные полотна, религиозные сюжеты, а кроме того Рафаэль был назначен главным археологом и «хранителем памятников Рима» по указанию папы Юлия II.
Но время шло и вслед за классицизмом, благодаря раскопкам Помпеи и открытию фресок, пришло новое веяние - неоклассицизм. Его основоположником признан Жак-Луи Давид. Полотна которого наполнены лаконичной драмой, трагедией и героизмом.
К середине 18 века классицизм доходит и до Руси в период новой волны так называемой европеизации, благодаря правлению Екатерины Великой. Интересно, что некоторые русские художники-классицисты совмещали в своих картинах традиционные элементы стиля с чертами романтизма. Очень ярко это прослеживается в полотне Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Среди других известных имен русского классицизма художник Дмитрий Левицкий. В основном его кисти принадлежат портреты, отличающиеся особым колоритом, пластичностью форм и точностью композиционного расчета.
Еще одно имя русского классицизма - портретист Федор Рокотов. Его полотна удивительным образом отражают характер моделей. Их внутренний мир и эмоции.
Интересное про классицизм
Если классицизм противопоставлен барокко, то антиподом классицизму стал сентиментализм. Стиль - зародившийся между 18-19 веками. Он обращается к эмоциям, чувствам, загадочному внутреннему миру человека.
Сентиментализму характерно отречение от прямоты и пафоса классицизма. Все это заменяет нарочито подчеркнутая чувствительность. Античные элементы отходят на задний план, а логическое мышление перестает быть основой произведения. На смену сентиментализма пришел романтизм - настоящий бунт против классицизма.
И все-таки, не смотря на смены идей и направленности, классицизм переродился в неоклассицизм. В архитектуре его элементы заимствовали вплоть до середины 20-го столетия, а некоторые черты легли в основу классического стиля оформления интерьеров.
Сандро Боттичелли «Мадонна Евхаристии»: загадка библейского сюжета
Итальянский представитель эпохи Возрождения Сандро Боттичелли написал множество полотен различной направленности, но наибольшую известность получили его «Мадонны». А именно «Мадонна с ангелом и младенцем», она же «Мадонна Евхаристии», написанная в середине 15 века.
Религиозный сюжет с Девой Марией, младенцем на ее коленях и стоящим рядом ангелом одухотворен спокойствием и красотой. На полотне царит атмосфера некой задумчивости и отстраненности. Это видно по прикрытым глазам ангела, внимательности, с которой Дева Мария выбирает колосок, и благословляющему жесту младенца.
Если всмотреться повнимательнее станет ясно, что сюжет изображает чашу, полную виноградом и пшеницей из которых в Евхаристии готовили хлеб и вино - тело и кровь Спасителя. Такое подношение символизирует будущие страдания, предстоящие Христу.
Все полотно наполнено таинственностью и негласным знанием. Лик юного ангела заострен и наполнен молчаливой мудростью. А молодая мать насторожена и беспокойна.
После смерти Сандро Боттичелли «Мадонна Евхаристии» была забыта на долгие годы, пока в конце 19 века снова не привлекло к себе внимание. Полотно вошло в коллекцию Изабеллы Стюарт Гарднер женщины, покровительствующей искусству. Позже было передано музею, названному в ее честь.
Густав Климт «Портрет Адели Блох-Бауэр» или «Золотая Адель»: взгляд на красоту женщины
Говорят, что представитель венского модерна 19-20 века Густав Климт любил женщин особой любовью и питал слабость ко многим дамам из-за чего не имел ни с кем долгих отношений.
На золотом фоне полотна «Портрет Адели Блох-Бауэр» запечатлена девушка из еврейской буржуазии. Реалистичное лицо, руки и шея явственно видны, а вот золоченое платье почти слилось с фоном. Такой прием характерен для многих картин Климта.
Есть мнение, что история «Золотой Адли» неразрывно связана с влюбчивостью художника. По легенде портрет за огромную сумму заказал супруг Адели Фердинанд Блох-Бауэр узнав, что любимая изменяет ему с Климтом. Казалось бы - поступок довольно странный.
Но мужчина руководствовался мыслью: раз художник не заводит долгих романов то страсть к Адели тоже не будет долговечной. Особенно если он будет видеть девушку чаще. Так изобретательный муж совершил выгодное денежное вложение и отомстил неверной, которой пришлось наблюдать, как с каждым днем страсть ее любовника угасает.
Неизвестно чем закончилась история, но во время войны «Портрет Адели» попал к нацистам, а после ее окончания стал достоянием австрийской Галереи Бельведер. В 1998 году стало известно, что картина завещана племяннице Адели.
Последовал мировой скандал и суд - только так девушка смогла завладеть наследством. Позже владелец Нью-Йоркской Новой Галереи искусств выкупил полотно вернув возможность полюбоваться им каждому желающему.
Портрет «Золотой Адели» поистине квинтэссенция «золотого периода» в творчестве Густава Климта - художник покрывал полотна сусальным золотом. Но на этой картине обилие драгоценного металла не создает ощущения роскоши. Оно кажется просто фоном для красивого лица молодой девушки. Портрет Адели написан на пике творчества художника, поэтому включает основные техники и приемы отличающие его картины.