Название стиля берет начало от «art déco», что в переводе с французского значит «декоративное искусство». Ар-деко стал новым стилем для живописи, дизайна и архитектуры и новым витком в развитии, знакомого всем, модерна.
Ар-деко возник в поствоенное время в начале прошлого столетия. Во многом это связано с промышленной революцией. Однако признание стиль получил не сразу. Его популярность возросла к середине 30-х и поутихла с приходом военного времени. Но позже интерес к ар-деко вернулся, сохранившись до наших дней.
Технический прогресс и искусство
Стиль ар-деко стал ответом французских художников жесткой экономии послевоенных 20-х годов. Яркие цвета, строгие черты, роскошь хрусталя и дорогой древесины, вычурность и излишек стиля наполняли полотна живописцев, одежды дам и интерьеры помещений. Со временем вместо драгоценных и натуральных материалов, присущих ар-деко, массовое производство сконцентрировалось на мнее дорогостоящих изделиях. Так началось использование алюминия и пластика для оформления помещений. Ар-деко стал доступен широкому классу. Однако гламур и роскошь остались его главными чертами.
Технический прогресс, шагающий по миру, не остался незамеченным для представителей стиля. Во всем сквозила его жесткость. Геометрия и прямолинейность проникали даже в самые романтические картины. Необычные и замысловатые природные формы сменила четкость эстетики механизации. Но в отличие от модерна ар-деко не имел философского начала. Прежде всего это стиль декоративный. Он объединил в себе элементы декоративно-прикладного искусства древнего Египта, античной классики и культуры племени ацтеков.
История зарождения и развития ар-деко
Художники Франции начала 20-го века искали новое направление живописи, экспериментировали с эклектическим стилем. Этот период считается началом зарождения ар-деко. Однако самого термина еще не существовало.
Промышленный переворот, произошедший в 1920-х годах, развитие механизации и замена ручного труда автоматическим - машинным, требовали ответа народа. Ар-деко стал таким ответом в эстетическом смысле. Предполагалось, что яркий новый стиль разнообразит жизнь современников.
В 1925г., в Париже прошла Международная выставка, где представлялись изобретения промышленности и произведения нового декоративного искусства. Был там и стиль ар-деко.
Живописцы стремились идти в ногу с прогрессом, поэтому не отрицали технологические новшества и развитие механизации, а наоборот постарались выделить в ар-деко. А поскольку он исключительно декоративен произведения ар-деко стояли в одном ряду с шедеврами авангардного конструктивизма, футуризма, кубизма, стилях баухаус и де стайл.
Выставка напрямую повлияла на становление ар-деко, как самостоятельного стиля и закрепила его существование. Стиль символизировал свободу и торжество, которых так не хватало молодежи Франции после войны.
Ближе к 40-м годам ар-деко сочли слишком «кричащим» в условиях нового военного порядка и временно отошел на второй план. Стиль вернул себе интерес только к концу 60-х гг., когда большинство населения Франции начало проявлять живой интерес к поп-арту.
Новый виток развития ар-деко пришелся на 80-е годы. Тогда же развивался графический дизайн и благодаря элементам неоклассицизма, кубизма, модерна ар-деко хорошо вписался в него. Позже стиль обрел сторонников в разных сферах дизайна.
А вот в США ар-деко получил популярность и признание гораздо раньше. Парижская Международная выставка 1925г. вдохновила представителей Американского архитектурного института. И уже в следующем году они провели собственную выставку, на которой собрали изобретения современного декоративного искусства и промышленного развития. Инновационную эстетику Голливуд воспринял положительно и популярность ар-деко в Америке начала наращивать обороты.
Новый стиль позволял отвлечься от происходящего в стране, поэтому его быстро переняли скульпторы, архитекторы и дизайнеры интерьеров. Первыми оформили помещения в стиле ар-деко гостиницы и отели Парижа. Шик и блеск, отличающий ар-деко, не остался незамеченным владельцами ресторанов, клубов, концертных залов. Вскоре и эти заведения декорировали в стиле ар-деко. А позже из мест общественного посещения стиль перешел в европейские квартиры.
За все время существования ар-деко претерпел несколько кризисов и все-таки дошел до современности во многом благодаря своей простоте, яркости и эклектичности.
Характерные черты стиля ар-деко
Ломкость и четкость линий сопровождают ар-деко в любом его проявлении. Этими элементами художники подчеркивали настроения народа в начале XX века, когда Франция находилась в достаточно строгих рамках, но старалась бунтовать против них. Поэтому ар-деко присущи ступенчатые и геометрические формы. Круги и квадраты, ромбы и овалы, зигзагообразные линии с четкими углами.
Живописные сюжеты стиля ар-деко отличает сдержанность и реализм. В них мало фантазийности, которой, наоборот, переполнен ар-нуво. Модели в произведениях ар-деко выглядят современно, а женские лица имеют мальчишеские черты. Это связано с мощным развитием спорта прошлого века. Людей обоих полов художники ар-деко старались показать в атлетичном телосложении.
В оформлении интерьера, как и в прочих сферах, стиль ар-деко приветствует разноплановость. Наложение фигур друг на друга, переплетение геометрии - вот что для него естественно. Это касается и мебели. Простые прямоугольные комоды или круглое зеркало не будут отвечать чертам стиля. А вот комод с геометрическим орнаментом или несколькими разноуровневыми дверцами отлично впишется в интерьер.
Отличительной чертой ар-деко считается элемент Sunburst, от английского «солнечный луч». Его нередко можно увидеть в декорировании помещений.
Сегодня ар-деко часто применяют в графическом дизайне учитывая все характерные особенности стиля. Так при оформлении текста буквы не должны иметь наклона и курсива, обладать повышенным контрастом и разными пропорциями.
Цветовая гамма ар-деко, как и его линии, скромна. Часто даже монохромна. Он не приветствует полутонов. Только четкие тона: черный, белый, бордо, шоколадный, бежевый и золотой. Но при этом стиль полон блеска. При оформлении интерьеров в стиле ар-деко их декорируют хрусталем и зеркалами, а элементы мебели хромируют. Блеск с давних времен существования ар-деко наполнял помещение праздничной атмосферой, позволяя отвлечься от рутины жизни.
Этнические мотивы и элементы древних культур отличают ар-деко. Кроме того ему присущи животные мотивы - тигровые или леопардовые принты.
Из материалов приветствовались натуральные - мрамор и бархат, кожа и слоновая кость, стекло и гранит, хром и латунь. И все-таки с течением времени дизайнеры ар-деко отошли от дорогих и натуральных материалов, отдав предпочтение более доступным алюминию и пластику.
Ар-деко считается богемным стилем за свою роскошь и вычурность. При оформлении интерьеров максимально выигрышно он будет смотреться в широких комнатах с высокими потолками. Тогда все элементы займут четкое место в строгом порядке и достаточно далеко друг от друга. А оригинальные торшеры и статуэтки добавят оформлению элегантности.
В самом начале развития стиля его считали чересчур декоративным. А сторонники воспринимали как «урезанную» версию модерна. Но несмотря на это между модерном и ар-деко есть значительная разница. В оформлении интерьеров модерн предполагает естественность природы, мягкость форм, множество растительных элементов. Ар-деко, базируясь на прогрессе технологий, уходит от этих принципов. Строгая геометрия, острые углы. Зелень и необработанная древесина в ар-деко неприемлемы.
Ар-деко отлично вписался в современность, благодаря своей динамике и яркости. Для дизайна помещений его стоит выбирать тем, кто предпочитает всю жизнь и даже время отдыха проводить в движении.
Зачастую стиль ар-деко используется в оформлении интерьеров или архитектуре, но и в живописи у него было много сторонников. Среди них:
- Рафаэль Делорм (1885-1962гг.);
- Тама́ра де Лемпи́цка (1898-1980гг.);
- Рауль Дюфи (1877-1953гг.);
- Жан Дюпа (1882-1964гг.);
- Адольф Жан-Мари Мурон (1901-1968гг.) - французский художник, дизайнер шрифтов и мастер плакатов под псевдонимом Кассандр даже выиграл Гран-при в Париже на конкурсе плакатов, предложив свой шедевр в стиле ар-деко.
Кроме художников в стиле ар-деко работали:
- Пол Маншип (1885-1960гг.) - скульптор;
- Рене Лалик (1860-1945гг.) - мастер стеклянных дел и ювелир. Лалик создавал флаконы для духов и украшения в стилях ар-нуво и ар-деко;
- Поль Пуаре (1879-1944гг.) французский модельер;
- Умберто Брунеллески (1879-1949гг.) иллюстратор.
И все-таки не смотря на свою серьезность и великолепие ар-деко пользуется спросом и сегодня. Он популярен в различных сферах от живописи и графического дизайна до оформления интерьеров или моделирования вечерних нарядов.