Родился в 1887 году в Швейцарии в городе Шо-Де-Фон, но получил известность как французский архитектор. Его называют пионером архитектурного модернизма, он автор градостроительных теорий, на которых основана современная архитектура, его произведения можно увидеть в любом городе мира. А еще он – писатель, живописец и дизайнер.
Биография жизни и творчества архитектора Ле Корбюзье
Обучался в школе искусств в Шо-де-Фоне. Его первые творческие опыты связаны с декоративно-прикоадным искусством, с ювелирным делом.
И хотя в этой работе принимал участие и профессиональный архитектор, свой первый дом Эд. Жаннере считал очень неудачным, сам признавался в том, что он его ненавидит и старается обойти стороной. Однако заработанные деньги позволили Корбюзье совершить образовательную поездку по Европе. Он посетил Италию, Австрию, Венгрию и закончил путешествие во Франции.
Здесь, в Париже, он уже вплотную занимается только архитектурой и как губка впитывает все новые веяния. Его учителями были новаторы архитектуры Огюст и Гюстав Перре, которые активно использовали в строительстве недавно открытый железобетон. Вскоре Жаннере по части революционности своих архитектурных идей далеко обогнал своих учителей.
В 1911 году Шарль предпринял еще одну образовательную поездку, на этот раз на восток. Древние памятники и традиционная строительная культура Средиземноморья отразились потом в его творчестве. После этой поездки он некоторое время преподает в родном городе в той школе, где учился сам.
Прием строительства домов из крупных сборных элементов и в самом деле было новшеством, эта концепция потом реализовывалась во многих работах архитектора.
В 1917 году архитектор перебирается в Париж и берет себе псевдоним, под которым вскоре станет известен всему миру – Ле Корбюзье.
Его наперсником в живописи был Амеде Озанфан, они устраивают совместные выставки и называют себя пуристами. Пуристы – это сторонники лаконизма в творчестве, противники эклектики и декора. Свои новаторские воззрения излагали в созданном ими философско-художественном журнале «Новый дух».
Ле Корбюзье со всем пылом своей неугомонной натуры планировал перестроить Париж, который он считал слишком хаотичным и беспорядочным. Для этого надо было снести половину зданий, нарастить этажами оставшиеся, разбить город на квадраты и проложить современные дороги. Он считал, что в таком порядке и гармонии человеку будет комфортнее.
Влияние Ле Корбюзье на архитектуру
Сегодня Ле Корбюзье по праву считается одним из наиболее значимых архитекторов ХХ века.
Вот важнейшие принципы его теории современной архитектуры:
-
Дом приподнят над землей и стоит на опорах, как на сваях
Так ему не угрожает сырость, а пространство под домом можно использовать как автостоянку или сад.
-
Квартиры одного этажа отличаются от другого
Внутри квартиры больше простора для воплощения самых неожиданных идей.
-
Окна в таком случае существуют сами по себе
Никакого отношения к внутренней планировке здания не имеют.
- Никакого декора и украшательства Корбюзье не допускал
Только цветовое оформление.
Эти принципы для многих архитекторов стали своего рода профессиональным кредо. Здания, соответствующие градостроительной теории Корбюзье, стали появляться во многих странах мира.
Чтобы стеклянные фасады не страдали от прямых солнечных лучей, Корбюзье изобрел солнцерезы – это специальные навесные конструкции, которые играют не только служебную, но и декоративную роль. С 1946 года, со времени изобретения «солнцерезов» они становятся «фишкой», опознавательным знаком всех построек Корбюзье.
Согласно этой теории, в основе пропорций архитектуры должно находиться человеческое тело, архитектура как бы подстраивается под человека со всеми его жестами. В основе гармонии, применяемой в архитектуре и механике – масштабы человека в трех точках: макушка, солнечное сплетение, окончание поднятой вверх руки.
В 1950 году мы застаем Ле Корбюзье в Индии, куда он был приглашен для проектирования столицы штата Пенджаб. Работы Корбюзье «Дворец Ассамблеи».
Это настоящие образцы современного архитектурного творчества.
1952 год отмечен изменением стиля. На смену аскетизму и сдержанности приходит фактурная обработка поверхности и богатство пластических форм. «Марсельский блок» - ни на что не похожее здание. По сути это многоквартирный жилой дом в Марселе посреди обширного сада.
По содержанию же – город внутри города. Внутри здания – гостиница, поликлиника, магазины, все оптимизировано под человека. На неизменно плоской крыше, разумеется, сад, спортивный комплекс с беговой дорожкой и спортзалом, и даже бассейн. Это здание знаменовало отход Корбюзье от пуризма и начало периода «брутализма» в его творчестве.
В 1950-1960-е годы его архитектурная слава находится в зените. Он увенчан лаврами, засыпан заказами со всего мира, реализуются все его проекты. Можно перечислить, например
Художник-авангардист Ле Корбюзье
Ле Корбюзье известен не только как архитектор, но и как художник-авангардист и промышленный дизайнер, и было бы несправедливо не рассказать об этих сторонах его творчества.
Первая выставка его художественных работ состоялась в Париже в 1918 году. Как признавался сам художник, он любил рисовать больше, чем разговаривать.
У него было слабое зрение, поэтому он как бы вглядывался в предметы с близкого расстояния и пытался придать изображению объемность, как в архитектуре. О признании его как художника говорит тот факт, что его персональные выставки организовывались по всему миру: в Амстердаме, в Париже, в Цюрихе, в Нью-Йорке, в Лондоне, в Стокгольме, в Берлине, во Франкфурте, в Копенгагене, в Риме.
Резчик по дереву Жозеф Савина предложил Корбюзье делать скульптуры с его картин. Это предложение вдохновило Ле Корбюзье, он весь отдается творчеству.
Появляются выставки не только живописных, но и скульптурных работ. И это тоже было новшеством. Так изменились понятия о балансе и устойчивости в современной скульптуре.
Революционер дизайна Ле Корбюзье
Девиз организации интерьера для Корбюзье – функционализм. Точность, чистота и практичность во всем. Причем поначалу это доходило до абсурда, позже ему удалось соединить в создаваемых интерьерах порядок с комфортом.
Эстетика для Корбюзье всегда была на втором месте после практичности и удобства, и тем не менее интерьер выглядит стильно и привлекательно.
Гармоничная и эргономичная организация пространства, максимальное удобство и практичность – все это и сейчас пользуется большим спросом и вряд ли когда-нибудь эти постулаты выйдут из моды.
Поэтому Ле Корбюзье был награжден французским Орденом Почетного легиона, был Почетным членом многих Академий искусств, почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Женеве и Колумбии.
Список его наград очень внушителен, и он бы наверно многое еще создал, порадовав мир свежими новаторским работами, если бы не трагическая гибель в 1965 году, когда в возрасте 77 лет он утонул, предположительно от сердечного приступа в Средиземном море у мыса Рокебрюн.