Самый агрессивный и смелый из существующих стилей деконструктивизм делает возможным невозможное. Он ломает привычные стереотипы и правила построения. Ломаные линии, формы, сложные для восприятия, искаженные пространства. Все это - деконструктивизм в архитектуре.
Став последним витком модерна стиль рвет шаблоны человечества будто стараясь разбудить людей и обратить внимание на себя.
Он подталкивает отбросить опыт поколений и прагматичность, чтобы взглянуть на жизнь под новым, часто удивительным, углом.
История деконструктивизма
Каждому известно, что архитектура основана на художественной дисциплине. И это стало первым правилом, которое нарушил деконструктивизм.
В 80-х годах прошлого столетия Жак Деррида, философ из Франции, обозначил термином «деконструктивизм» способ прочтения произведения для создания конфликта смысла с интерпретацией и обнаружить метафоры отсылающие к прошлому. Архитекторы заинтересовались подходом ученого и тоже решили отказаться от знакомых принципов эстетики. Так деконструктивизм стал продолжением гуманитарной науки.
Название стиля буквально переводится как разрушение, деформация готового сооружения. Не важно в ходе постройки или после реконструкции. Деконструктивизм не символ протеста против канонов архитектуры или общественных настроений. Как и не новый самостоятельный стиль.
Скорее он продолжает существующие стили, позволяя взглянуть на них по-новому, открывая бесконечность экспериментов с объемами и формами. Из чего и рождается эстетика.
Есть мнение, что на развитие деконструктивизма повлиял конструктивизм, зародившийся в России благодаря художникам-авангардистам. В годы Первой мировой войны они представили рисунки нарушавшие правила классики в композиции и архитектуре.
Критическое мышление помогло разрушить традиции восприятия геометрии и показать людям, что формообразование многогранно. После войны в стране начались радикальные перемены, повлиявшие на жизнь всего общества, творчество и архитектуру. Геометрия перестала быть обязательной и регулярной величиной.
В 1919 году В. Татлин разработал проект памятника для III Интернационала, названный Башней Татлина. Проект представлял собой скрученную падающую башню с памятником внутри. Грандиозный план архитектора не сбылся. Одной из причин считают охлаждение интересов вышестоящего руководства к авангардизму.
Кроме Башни Татлина, конструктивисты России предлагали другие макеты и идеи, которые также не увидели свет. Послевоенные годы требовали стабильности и функциональности, а не удивительных, местами извращенных форм.
Но если у российских архитекторов в тот момент шансы были не велики то у зарубежных коллег, через некоторое время, появилась возможность задействовать их подход. Так родились постройки в основе которых не свод правил, а вдохновение и свобода творческого порыва. Внешние формы видоизменялись, а утонченность модернизма оставалась.
Деконструктивизм считается частью постмодернистского авангарда. Возможность создавать невозможное стала доступной после разработки аэрокосмических технологий и проектирования. Архитекторы смогли противостоять законам геометрии предпочитая нелинейный дизайн.
Результатом такого подхода стало нарушение идеи модернизма: форма должна определять функцию. Но так или иначе, а законам науки мастерам стиля приходится повиноваться, хотя они максимально нарушают доступные из них.
И все-таки большая часть архитекторов не приняла деконструктивизм считая его шагом против постмодернизма. Не смотря на это представители стиля продолжали работу. Благодаря им мир увидел невероятные постройки, повлиявшие на современность и отмеченные наградами.
Элементы и черты стиля
Деконструктивизм чаще называют отрицанием законов архитектуры чем ее развитием. В новой постройке могут отсутствовать окна или стены, а иногда кажется, что здание вот-вот рухнет. Но архитекторы стиля отталкиваются от привычных понятий модерна и конструктивизма намеренно искажая их. По итогу получая уникальную постройку.
Пожалуй главная особенность стиля в непрактичности и отсутствии пользы для жизни. Сооружения часто криволинейны, количество углов превосходит допустимое или, наоборот, отличается нехваткой. Масштабы зданий сбиты, а разные объемы, непропорциональные друг другу стены и лестничные пролеты, отличающиеся структурой и фактурой, смешаны между собой.
У строений зачастую искривлены опоры и смещен центр тяжести. Окна отсутствуют полностью или располагаются в неожиданных местах. Но кроме того стиль отказывается от привычных художественных приемов и в плане сочетания оттенков.
Архитектура деконструктивизма будто порождает самостоятельные здания, живущие отдельно от людей. А дизайнерские задумки реализуют самые смелые вариации, контрастирующие между собой или с окружающим ландшафтом.
Деконструктивизм, частично зародившийся из философии, остался близок к языку. Ломаные формы, перекосы, невообразимая геометрия будто передают мысли и слова архитектора. Порой непереводимые и непонятные, но внушающие уважение к создателю.
Рекомендации по оформлению фасада в стиле деконструктивизма
Создавая проект здания в стиле деконструктивизм стоит изучить строительные технологии и применять сочетая друг с другом. Проект подобного здания - задача достаточно сложная, так как в природе не может существовать двух идентичных построек. Придется создавать с нуля и продумывать каждый элемент.
Объединение или разрозненность, нагромождение или полное отсутствие углов вполне в духе деконструктивизма.
Строительные материалы
Деконструктивизм молод, поэтому смело применяет материалы современности. Чаще всего при строительстве используют металл для обивки фасада, стекло и бетон. Стены и выступы в них поддерживают арматуры сверхвысокой прочности. Реже встречаются пластик и дерево.
Постройки в стиле деконструктивизм сами по себе притягивают внимание, не нуждаясь в дополнительном декоре. Иногда декоративным элементом становятся окна. Одно на все здание или множество, разных форм и размеров, разбросанных по фасаду.
Оформление интерьера предполагает не добавление конкретных аксессуаров, привычных провансу, барокко или винтажу, а игру с отделкой. Часто в комнатах встречается иллюзия разрыва пространства: стен, потолков или пола.
Деконструктивизм в архитектуре: фото-примеры
Деконструктивизм довольно молодое течение. Создатели и мастера отказались не только от функциональности при создании шедевров, но и от эстетики в привычном восприятии. Иногда постройки деконструктивизма несут в себе скрытый смысл показанный искажением форм.
Возможно, в недалеком будущем стиль сменит более обтекаемый пластицизм с инновационными материалами и «космическим» дизайном. А пока остается удивляться фантазии и ее воплощению в работах архитекторов.
- Еврейский музей в Берлине
Зигзагообразное строение покрытое цинком с узкими окнами. При взгляде издали они напоминают резаные раны. Внутри музея искусственная трещина, созданная в память о тысячах жителей Германии погибших во времена Холокоста.
- Киноцентр UFA-Palast в Дрездене
Внешне здание будто поднимается из земли. В центре два корпуса. Один из них отдан под 8 кинотеатров, а второй - под общественное пространство, где проводят различные массовые мероприятия.
- Центр искусств и библиотека Лесли Векснера в Огайо
Центр представляет общественную галерею, но не музей. В нем проводят обучающие программы исполнительского, визуального и медиа искусства. Пятиэтажная конструкция создает впечатление незавершенной, что и было задумано создателем - Питером Айзенманом.
Центр Векснера поставил абстракцию намного выше практичности и комфорта. У постройки нет легко опознаваемого входа. А, по словам очевидцев, внутри голова идет кругом от столкновения плоскостей.
- Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе
Постройка представляет собой причудливо изогнутые формы и вмещает в себя более 2 тысяч человек. Зал - домашняя сцена Лос-Анджелессского филармонического оркестра.
Интересно, что архитектор Фрэнк Гери нестандартно подошел не только к созданию архитектурного объекта, но и внутреннему оформлению. Так фасад органа в его исполнении выглядит как пучок трубок, торчащих под причудливыми углами. Из-за чего изначальное восприятие всей конструкции оказалось противоречивым. И все-таки акустические качества зала слушатели оценили высоко.
Уже после окончания строительства облицовку здания пришлось изменить. Фасад покрывали стальные панели, которые буквально притягивали солнце. Поэтому в домах напротив стояла поистине адская жара и жители начали подавать жалобы.
- Музей дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне
Еще одна постройка Фрэнка Гери завершенная задолго до Концертного зала имени Диснея. Строение представляет объединенные волнообразные и кубические конструкции. В музее располагается одна из самых больших коллекций предметов мебели разных стилей и эпох с 19 века до наших дней.
- Галерея современного искусства Розенталя в Огайо
Кто сказал, что архитектор не может быть женщиной? Первопроходец в деконструктивизме Заха Хадид спроектировала здание музея, собравшего современные перформансы и идеи скульпторов, архитектуров, живописцев-гепермодернистов, представителей медиа.