Основная популярность стиля пришлась на начало 20-го века, но ар-нуво в интерьере помещений применяют и сегодня. Загадочные витиеватые линии стиля органично смотрятся в современных домах. Ар-нуво присуща фантазийность и сказочность, именно они наполняют помещение эстетическим удовольствием и особым смыслом.
История интерьерного стиля ар-нуво
Название стиля произошло от французского «art nouveau», что в буквальном смысле значит «новое искусство». Стиль зародился одновременно в разных американских и европейских школах живописи и быстро приобрел популярность. Ювелирное искусство, живопись, дизайн помещений и архитектура - ар-нуво проник во многие декоративно-прикладные сферы.
Другие распространенные названия ар-нуво это «модерн», «fin de siècle» - буквально переводится как «конец века» - и «тиффани» по фамилии Луиса Комфорта Тиффани, американского дизайнера в стиле модерн.
Толчком для развития ар-нуво послужило предложение англичан отказаться от викторианского стиля и вернуться к органичности природных форм. Первым образцом нового стиля принято считать роспись «павлиньей комнаты» в 1877г., которая сегодня хранится в Галерее искусств Фрира.
В начале развития ар-нуво применялся больше в прикладном искусстве и графике. Живописцы начали использовать новый стиль на закате импрессионизма. Уже с 1880-х годов в картинах прослеживаются характерные ар-нуво черты. Одно из таких полотен - знакомая многим «Звездная ночь» Винсента Ван Гога.
Другим представителем стиля ар-нуво считают Густава Климта. Австрийский художник создавал чувственные и утонченные женские образы, украшенные сложными узорами и позолотой.
Новый стиль так понравился художникам, что они отодвигали все предыдущие стили, с их элементами, на задний план, стремясь создать что-то исключительное, оригинальное и аутентичное.
Первые дизайнеры ар-нуво старались визуально расширять помещение, делать его более легким и воздушным. Поэтому в интерьерах преобладает стекло, а мебель тонка и изящна. Они сотрудничали с архитекторами, чтобы новый дом и внутренний интерьер сочетались между собой.
На развитие ар-нуво значительно повлияло начало промышленного переворота. Производство товаров для дома было поставлено на поток, а цены стали доступны для большей части жителей. Благодаря этому в моду вошли элементы из железа и чугуна.
После начала торговли Запада и Востока художники Франции открыли для себя искусство Японии. В японских гравюрах сочеталось равновесие фона и основного изображения то, что так хотели воспроизвести авангардисты и особо ценили в восточном дизайне.
Ар-нуво так сильно захватил внимание представителей искусства, что наряду с живописью, оформлением интерьеров архитектор Антонио Гауди создал полностью криволинейный жилой дом Мила. В нем почти нет несущих стен, что стало новым открытием для архитектуры. Дом не имеет ни одного прямого угла и напоминает живое существо.
Стиль ар-нуво существовал с 1885г. по 1914 г., но за это время его представители создали множество шедевров дошедших до наших дней. Некоторые здания в стиле ар-нуво сегодня признаны музеями и любой желающий может оценить их красоту изнутри.
Мотивы и линии в интерьере ар-нуво
Ар-нуво отличает почти полный отказ от прямолинейности и четких углов как в живописи, так и в других сферах. Их заменили волнистые, ассиметричные линии, напоминающие о растительных или других природных элементах - стеблях, ветках, виноградных усиках, крыльях бабочки, птичьих перьях, пчелиных сотах или коже ящериц.
Такие линии прослеживаются во всех предметах ар-нуво. Живописи, декоративных украшениях, лепнине, мебели и одежде. Эта черта отличает ар-нуво от ар-деко, который появится почти на 30 лет позже. Стилю будут присущи четкость, геометричность и строгость линий.
Стиль ар-нуво взял за основу естественность, природу, поэтому в нем столько разных цветочных мотивов. Во Франции начала прошлого века возрос интерес к экзотике, поэтому ар-нуво переполняют орхидеи, лилии и ирисы.
Ювелирные украшения изобиловали образами женщин, переплетенными с насекомыми или растениями. Женщина-цветок или женщина-стрекоза.
Вместе со стилем ар-нуво широкую популярность получило витражное искусство. Как и другие сферы его наполняли плавность и природные мотивы. Но кроме цветочных стеблей в витражах жила сказка. Мифический народец, феи, русалки и эльфы переливались разноцветным стеклом.
Характерные ар-нуво черты присущи любому искусству. Поэтому архитектурные конструкции часто имели природные формы. Перила лестниц и ограды балконов напоминали переплетающиеся ветви растений. У стиля так велико внимание к отдельным деталям, что даже ручки дверей и замочные скважины выполняли в общей тематике с плавными волнующимися линиями.
Рисунок, продиктованный природой, гармонично сочетался с объемами барельефов, мозаикой на полу и росписью на фасадах. Все вместе придавало помещению или целому зданию ощущение динамики и живости.
В помещениях жителя прошлого столетия преобладали металлы. Из кованого железа изготавливали перила лестниц, оконные решетки и декор. Металлические кованые побеги обвивали колонны. Благодаря ар-нуво, тяжелые конструкции из железа обрели внешнюю легкость.
Стиль ар-нуво объединял ремесленное производство и архитектуру. В прошлом железные части конструкций стремились закрыть декоративным материалом. Покрыть штукатуркой. Заложить кирпичом. С приходом ар-нуво открылась легкость и текучесть металла, благодаря которой из него начали выполнять растительные элементы, которые сами являлись декором и не требовали прятать их от посторонних глаз.
Одно из самых знаменитых сооружений в стиле ар-нуво - Эйфелева башня.
Кроме металлов, у стиля ар-нуво пользовались популярностью мозаика, позолота и эмаль - ее часто использовали ювелиры, чтобы подчеркнуть цвет украшений.
Витражным стеклом декорировали окна, мебель, создавали элементы декора. Ювелирные украшения, абажуры торшеров, вазы или посуду. В общем везде, где использовалось стекло мог быть задействован витраж.
В витражной технике изначально использовали свинцовые прутья и крашеное эмалью стекло, но Л. К. Тиффани предложил заменить их на олово и фольгу, а стекло создавать по-настоящему цветное. Новая техника позволила выполнять объемные витражи и создавать более сложные формы.
Мебель в интерьере ар-нуво
Большая часть мебели создавалась из древесины. Ее украшала витая цветочная резьба или витражи. Столы делали низкими, а спинки стульев, наоборот, - высокими и изогнутыми. Столешницы часто украшали цветными стеклами. Во всех предметах заметны характерные волны линий ар-нуво.
Со временем изогнутые формы отошли на второй план, уступив место более спокойным, но оттого не менее изящным.
Несмотря на промышленный прогресс, позволивший поставить создание предметов на поток, дизайнерам сложно было удержать баланс между декором и удобством, когда речь шла о массовом производстве. Поэтому мебель и предметы декора остались изделиями ручного труда и стоимость их была намного выше рыночной.
Цвета, отличающие интерьер ар-нуво
Палитра стиля широка, но не выходит за рамки естественных оттенков. В гамме нового искусства преобладают оливковый и синий, горчичный и темно-красный. Кроме того в начале развития ценились мягкие, даже приглушенные, оттенки: пыльно-сиреневый, табачный, серо-голубой, жемчужный, увядающая роза.
При дизайне помещения в стиле ар-нуво используют сочетания натуральных оттенков: песочного, белого, бежевого, кремового, древесного, земляного или травяного. Для акцентов присутствуют яркие синие или золотые. Природность в палитре позволяет человеку максимально расслабиться после насыщенного дня.
Элементы интерьерного декора ар-нуво
Дизайнеры ар-нуво не оставили без внимания даже окна. Обычно они прямоугольной вытянутой вверх формы, обвитые декоративными элементами в растительной тематике и с цветными витражными вставками. Иногда окна и двери делают арочными. Двери декорируют мозаикой.
Общая лестница внутри жилого дома тоже претерпела изменения с появлением ар-нуво. Она перестала быть чем-то серым и обыденным, став яркой, красивой и важной частью интерьера. Архитекторы начали снабжать новые дома окнами на лестницах, чтобы внутрь дома проникало больше естественного света.
Ар-нуво существовал почти тридцать лет, но этого времени хватило, чтобы стиль укоренился в искусстве и оставил за собой след. Многие предметы ар-нуво сегодня стали антиквариатом и устарели, но напоминают, чтобы в прошлом были изюминкой интерьера. Волнистые линии и причудливые формы ар-нуво погружают человека в сказку, где давно хотелось побывать.