В 1935 году в Манчестере в небогатой семье появился будущий великий архитектор Норма Фостер, который внес огромный вклад в архитектурный, интерьерный и мебельный дизайн. Именно с его именем связывают бурное развитие такого направления, как хай-тек. Кроме того, Норман Фостер одним из первых задумался об экологичности архитектурного строительства.
Биография Нормана Фостера
Движение на пьедестал почета в архитектурном мире у Нормана Фостера было непростым. «Через тернии к звездам», - именно так можно охарактеризовать профессиональное становление будущего лауреата Императорской и Притцкеровской премий.
Родители, Роберт и Лилиан Фостер, были простыми людьми, много работали. Отец – на заводе «Метрополитен-Виккерс» в Траффорд-парке, мать – разнорабочей. Оплачивать элитное обучение было нечем. Кроме того, чтобы как-то помочь родителям расплатиться с долгами, Фостер бросил школу в 16 лет и тоже пошел работать. Да и обучение в школе не приносило радости, потому что одноклассники постоянно унижали его и смеялись над ним.
Большую часть времени, обучаясь в школе, Норман проводил с книгами, которые стали его настоящими друзьями. Он увлекался поездами, авиацией и вообще любой техникой. Можно сказать, что его увлечение архитектурой началось с книги, которую ему подарили родители.
Учебник Фредерика Гибберда об архитектуре Фрэнка Райта подтолкнул юношу к тому, что она настолько увлекся темой, что стал буквально пропадать в библиотеке в поисках новых изданий по интересующим его вопросам. В библиотеке Фостер прошел настоящий курс самообразования, что помогло ему в дальнейшем.
Прежде, чем он смог поступить в университет, Норман Фостер успел поработать в городском финансовом управлении, отслужить в армии, поступить на работу младшим сотрудником в одну из архитектурных компаний Манчестера.
Даже работа, которая был очень далека от творческих высот, очень привлекала молодого человека тем, что городское управление находилось в интереснейшем здании, построенном в стиле викторианской псевдоготики. Клерк, занимаясь основной работой, старался ближе познакомиться с особенностями архитектуры муниципалитета.
В 1956 году Норман Фостер все-таки сдал экзамен и поступил в Манчестерский университет на отделение архитектуры и городского планирования. В период учебы приходилось очень туго в финансовом плане, поэтому будущий архитектор подрабатывал в мебельном магазине и развозил мороженое. Но самой главной целью его жизни стала именно архитектура, интерьерная планировка, дизайн.
Он обладал талантом чертежника и еще до поступления в университет, работая помощником менеджера в компании John E. Beardshaw and Partners, принял участие в конкурсе и выиграл серебряную медаль Британского университета за рисунок ветряной мельницы.
Успешно закончив Манчестерский университет, Фостер смог получить стипендию и продолжить свое обучение в Йельской школе архитектуры. Именно здесь он получил степень магистра и познакомился со своим будущим партнером по бизнесу Ричардом Роджерсом.
Становление карьеры Нормана Фостера
Изучая чертежные разработки коллег из архитектурной компании в Манчестере, он видел, что профессионализм в этой области невысок. Получив необходимое образование, но не переставая совершенствоваться, Фостер вместе с другом Ричардом Роджерсом начал путешествовать по Америке в течение года. После возвращения в Англию друзья вместе со своими женами организовали собственную архитектурную фирму Team 4.
Успех пришел не сразу. Первые проекты не приносили особой популярности, хотя уже тогда заказов было достаточно много. В основном, архитекторы специализировались на проектировании промышленных зданий. Первым довольно значимым зданием, созданным Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом, стал Cockpit в Корнуолле.
Необычная идея здания в форме минималистичного стеклянного пузыря положила начало новому стилевому направлению хай-тек.
На изобретение нового стиля Фостера вдохновили работы русского инженера Владимира Шухова. Позже, Норман Фостер неоднократно упоминал в многочисленных интервью, что Владимир Шухов стал для него катализатором многих архитектурных идей.
Вновь появившийся стиль хай-тек буквально взорвал дизайнерский мир. Не сразу и не все приняли новое направление. Людям с консервативными взглядами направление показалось слишком вызывающим и неудобным. Однако, именно хай-тек сделал Нормана Фостера знаменитым.
Компания Foster Associates
В 1967 году фирма Team 4 распалась и Норман Фостер создал свою архитектурную компанию Foster Associates. Через два десятилетия предприятие стало крупнейшим объектом в мире архитектуры и дизайна. В первые годы существования компании Фостер сотрудничает с американским архитектором Ричардом Фуллером. Такое взаимодействие принесло свои плоды.
Именно вместе с Фуллером архитектору пришла идея создания экологичных зданий. Задумка проектирования сооружений, которые бы не загрязняли окружающую среду, потребляли меньше энергии и гармонично вписывались в природу, появилась еще в бытность фирмы Team 4, но тогда замысел не получил права на жизнь.
В союзе с Фуллером Фостер создал и воплотил в жизнь несколько грандиозных проектов, одним из важнейших стал главный офис Willis Faber & Dumas. Именно в этом проекте воплотились мечты Фостера об энергосберегаемости сооружений. Впервые в истории на крыше здания находился бассейн, который являлся не только местом отдыха сотрудников, но и своеобразным теплоотводом.
Все здание состоит из черного стекла. Норман Фостер доказал, что офисное сооружение может быть и экологичным, и социально значимым. Вместе с новыми идеями в архитектуре инженер повысил значение комфортных условий для эффективной работы сотрудников.
Среди таких же известных проектов можно назвать:
- административно-развлекательный центр для компании Fred Olsen & Co. в Доклендсе;
- надувное офисное здание Computer Technology Limited;
- центр визуальных искусств Сейнсбери в Университете Восточной Англии в Норидже;
- здание аэровокзала в лондонском аэропорту Станстед;
- здание банка HSBC в Гонконге.
Еще об известных проектах Нормана Фостера
После создания офиса Willis Faber & Dumas, компания Фостера стала получать масштабные моменты. Хотя, по признанию самого архитектора, был период, когда фирма чуть не обанкротилась. Спасти от этой катастрофы помогла работа над проектом здания банка HSBC в Гонконге.
С конца 70-х годов по наши дни во многих государствах мира возводятся сооружения по проектам Нормана Фостера. Вот некоторые из них.
-
Здание Рейхстага в Германии
При его восстановлении Фостер руководствовался принципом сохранения исторической первозданности, но внес технологические новшества, воздвигнув большой стеклянный купол, что обозначает, по задумке архитектора, единение всего народа.
-
Здание администрации в Лондоне Сити-холл
Находится рядом с Тауэрским мостом. Любимая Фостером куполообразная форма напоминает яйцо с несколько сдвинутым в сторону верхом этого айсберга. Таким образом, Фостер снова воплотил в жизнь энергию энергосбережения, потому что благодаря необычной конструкции площадь сооружения уменьшилась, а свет заливает все этажи практически равномерно.
-
Мост Миллениум в Лондоне
Разрабатывая все новые проекты, Фостер не останавливается лишь на офисных сооружениях. Интересным проектом стал мост Миллениум в Лондоне. Пешеходный мост перекинулся с одного берега Темзы на другой и представляет собой подвесную конструкцию, держащуюся на двух мощных опорах. И здесь архитектор не изменяет хай-теку.
-
Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр» в г.Нур-Султан
Стал одной из визитных карточек молодой столицы Казахстана. Фостер воплотил идею экс-Президента Н.Назарбаева о создании высокотехнологичной архитектуры города. Сооружение представляет собой гигантский шатер, внутри которого комфортно находится зимой и летом за счет трехслойной оболочки из полимеров.
Благодаря проекту Нормана Фостера Хан Шатыр стал главной достопримечательностью и любимым местом горожан и гостей столицы.
-
Норман Фостер является автором многочисленных грандиозных проектов мостов, стадионов, отелей и небоскребов в Европе и Америке.
Среди них:
- башня «Херст-тауэр» в Нью-Йорке;
- небоскреб Мэри-Экс в Лондоне;
- стадион «Уэмбли», Великобритания;
- вантовый мост, Виадук Мийо, Франция;
Кроме того, Норман Фостер спешит поделиться своими знаниями и является автором нескольких знаменитых книг об архитектуре, которые вполне могут стать учебными пособиями для молодых специалистов в области архитектуры.