Данное направление получило свое от французского слова “chinoiserie”, что в переводе на русский язык звучит не иначе как “китайщина”. В современном понимании это слово означает дешевизну и плохие характеристики предмета. Но так было не всегда, в XVII веке в Европейских домах оно имело хорошую репутацию.
Многие европейцы того времени старались поклоняться и подражать искусству Китая, перенимая их традиции. Необычность и роскошность вещей покорили жителей Европы и они стали создавать интерьеры, подражающие во всем китайскому народу. Настоящие китайские вещи были очень дорогими, и могли себе их позволить исключительно богатые люди.
В далекие времена зарождения стиля европейцы не знали устройство и уклад жизни восточных народностей. Таинственный поющий фарфор, сочные краски, способные сохранить яркость более века, были для европейцев загадкой. Они и предположить не могли о философии, сопровождающей жизнь китайского народа и пытались угадать тайны создания знаменитых шедевров.
Вещи, воспроизводимые в Европе, не были похожи на китайские, они были новым взглядом на классическое видение предметов. Шинуазри – это рассказ о китайском мире, а не подробное подражание, является ответвлением рококо.
Детали интерьера в стиле шинуазри
Фарфоровые изделия и посуда из фарфора - самые значимые наследия стиля, в Европе их смогли произвести только в конце 18 столетия. Записи в исторических летописях гласят, что в 17 веке был распространен фарфор, не прошедший отбор в доме императора. Фарфоровые изделия первого и второго отборов принимали в пекинском дворе, фарфор с браком отправляли обратно.
Учет в те времена отсутствовал, китайцы отправляли брак в страны за морями, где люди не могли отличить какого качества фарфор перед ними. Индия, участвовавшая в переправе, получала свою прибыль. Уникальные образцы тонкой посуды, декоративный ваз с синей и другой росписью, находящиеся в знатных домах, говорили о достатке, богатстве и хорошем вкусе владельца такого интерьера.
Коллекции изделий из фарфора стали модными и пришла идея воплотить его в архитектуру, сине-белая имитация стала украшением комплексов и летних резиденций.
Панно из шелка с ручной росписью и обои в стиле шинуазри были отдельным видом прекрасного. Рисовая бумага и шелковая основа позволяли наносить на них рисунки, изображающие птиц в садах, цветы, жизнь знатных людей, в дополнении вышивкой. Они были ярких цветов, создающих контраст и пастельных, создающих объем.
Мебель в интерьере шинуазри
Лакированное мебельное оснащение с золотыми элементами появилось в европейских домах с приходом купцов мореплавателей, оно было представлено в виде комодов и шкафов причудливого сложного узора с резьбой и нанесенными изображениями, сверху покрытое лаком. Изготовление такой мебели было достаточно сложным, может включать в себя около тридцати чередующихся слоев.
Мебель красного лака была не менее популярной. Красный цвет мебели придавала киноварь. На них наносились тонкие рисунки, разные орнаменты, символы, мифические существа. Произведения искусства в виде черного предмета с росписью золотом, с перламутровыми, оловянными и жемчужными вставками были предметом гордости в европейских домах.
Предметы, особенно зеркала, нередко дополнялись слоновой костью, опалами, нефритами и кораллами.
Ширмы и перегородки являлись переходным звеном от лаковой мебели к шелковым панно. Но они были отдельным предметом мебельного оснащения дома, они выполняли свой функционал по разделению пространства на зоны и отгородили уголки для уединения. Они имели тончайшую резьбу, богатую роспись, очень дорогой шелк.
Папье-маше в Китае применяли в создании дешевого мебельного оснащения. Они состояли из древесной стружки, бумаги и клея, затем покрывались лаком. Такая мебель была популярна до 20 века.
Традиционные акварельные рисунки были акцентным декором. На них могли быть изображения пионов, пагоды, сценок из жизни знатных особ, красивых пейзажей, живописных садов, мифологической природы. Цветовое решение - красных, зеленых, синих и желтых тонов и обязательно с золотым тиснением.
Акварельная роспись включает в себя особую стилизацию, в которой присутствуют сцены фантастических существ, множество несочетаемых деталей. Для нее характерно наличие золотого и серебряного фонов, стеклянной подложки с перламутром, серебряных изображений.
Данный стиль не приветствует бледные, смазанные тона и краски. Цветовая палитра должна быть прекрасной, чистой, яркой - от золотого до огненного и холодного синего, голубого и розового спектров.
Все эти предметы получили свою славу, исходящую от представлений об убранстве Китая. Китайский акварельный рисунок является традиционной росписью стеновых панелей ювелирного исполнения, с прорисовкой самых мельчайших деталей. На таких рисунках могут быть бабочки, птицы, цветы, роса и солнечные лучи.
Применение в интерьере стиля шинуазри
В Россию шинуазри привез Петр I. Первым образцом стал китайский дворец в Ораниенбауме.
Спальные зоны отделываются с помощью обоев шинуазри, спокойных теплых тонов. Изголовье кровати может быть представлено в виде стилизованной рамы с мотивами Китая. Дополняют помещение панно, туалетный столик, прикроватная тумбочка, покрытые лаком.